Статус ребенка с овз определяет какая организация

Ещё совсем недавно, буквально до 2021 года дети с ограниченными возможностями здоровья были за боротом общей системы образования. Это мешало им адаптироваться в обществе и приводило к серьёзным проблемам в будущей взрослой жизни. Появление стандарта инклюзивного обучения дало возможность таким детям стать частью обычного детского коллектива. И при этом все особенности состояния ребёнка должны учитываться в учебном заведении с помощью использования особого оборудования и особых обучающих программ.

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

С 2021 года дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили широкие возможности на обучение и социализацию благодаря введению механизма инклюзивного обучения. Подробнее об этом статусе – в этом материале Invaworld.

Что изменилось в образовании для детей с ОВЗ

Статус ОВЗ даёт ПМПК (психолого медико педагогическая комиссия). Для того, чтобы получить преимущества в обучении, которые даёт этот статус, требуется заключением медиков и педагогов. Лучше заручиться справкой от лечащего врача и характеристикой из детского сада или школы, потому что на ПМПК специалисты будут видеть вашего ребёнка в первый раз и многое может ускользнуть от их внимания.

Для организации обучения в школе ребенка с ограниченными возможностями потребуются определенные усилия семьи и руководства. Первый шаг – подача заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявления на реализацию такого обучения от родителей или законных представителей ребенка в школу. После подписания директором соответствующего приказа с учетом мнений родителей выбирается форма обучения – желание учиться «на дому» должно быть регламентировано исключительно медицинскими документами или документами, разработанными органами исполнительной власти региона. Заключение ПМПК не является основанием для выбора такого образовательного формата. В соответствии с выбранной формой составляется учебный план или индивидуальный образовательный маршрут ученика с учетом психологических и физиологических особенностей ребенка. План состоит из обязательной образовательной части и внеурочной деятельности, которая должна включать коррекционно-развивающую работу.

С чего начать обучение в школе: справки, форматы и методики

Обучение детей с тяжелыми нарушениями имеет ряд особенностей. Независимо от возраста, в котором ученик пришел в школу, обучение длится 13 лет и возраст выпускника может превышать 18-летний. Однако школа обязана реализовать всю образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС.

Образовательные программы и сроки обучения для детей с ОВЗ

Какие права на общее образование в России имеют дети с ОВЗ? Как собрать родителям необходимые документы при поступлении такого ребенка в школу и добиться достойных условий обучения? Какие обязанности должна выполнить школа перед детьми с особенностями развития? На ключевые вопросы инклюзивного образования в рамках вебинара «Летней школы управления» Группы компаний «Просвещение» ответила начальник отдела сопровождения реализации ФГОС ГБУ ГППЦ Департамента образования города Москвы Ольга Егупова.

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).
Читайте также:  Где Налоги И Взносы В 1с7 Справка182

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

От степени ОВЗ зависит уровень сложности обучения и особенные потребности каждого ученика. Кроме того, разделение происходит по видам нарушений: психические, физиологические, сенсомоторные. Все эти нюансы вычисляются и определяются на психолого-медико-педагогической комиссии.

  • пройти консультацию профильного врача и получить направление;
  • собрать соответствующий пакет документов;
  • пройти ПМПК;
  • оформить заключение;
  • известить школу о полученном статусе и новых требованиях к организации ученого процесса.

Классифицируют три степени ОВЗ

  • упрощение получения образования;
  • льготы при реабилитации;
  • упрощение процесса пребывания учащегося в школе;
  • повышенную правовую защиту таких детей;
  • предоставление помощи родителям;
  • льготы на отдых по путевкам;
  • максимальную социальную защиту.

Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.

Читайте также:  Транспортный налог если прописан в области

МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.

Виды ОВЗ у детей

Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

  1. Направления коррекционной работы в образовательной организации: _______________
  2. Педагог-психолог: ___________________________________________________________
  3. Учитель-логопед: ____________________________________________________________
  4. Учитель-дефектолог: _________________________________________________________
  5. Социальный педагог: _________________________________________________________
  6. Тьютор: ____________________________________________________________________
  7. Другие специальные условия:__________________________________________________

Предварительный просмотр:

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии:

Как Вам информация? Нашли необходимую?
Да, то что искал, только нужная, без лишних слов.
23.3%
Пока что нет, но поищу на сайте.
64.04%
Да, но нет, проще проконсультироваться за деньги.
12.66%
Проголосовало: 545

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

«Родители имеют право как предоставлять в школу заключение центральной либо территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, так и не предоставлять его. Во втором случае ребенку не будет присвоен статус учащегося с ОВЗ. В свою очередь, для директора школы такое заключение является обязательным к исполнению. Школа также должна создать все указанные в заключении необходимые условия обучения для конкретного ребенка – они включают рекомендованные форму, методы и программу обучения. Соответствующие архитектурные удобства и сопровождение помощником, ассистентом или тьютором организовываются при необходимости», – отмечает начальник отдела сопровождения реализации ФГОС ГБУ ГППЦ Департамента образования города Москвы, эксперт Группы компаний «Просвещение» Ольга Егупова.

Читайте также:  В Каких Районах По Башкирии Продлен Возраст 50 Лет Земский Фельдшер 2021

С чего начать обучение в школе: справки, форматы и методики

Для организации обучения в школе ребенка с ограниченными возможностями потребуются определенные усилия семьи и руководства. Первый шаг – подача заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявления на реализацию такого обучения от родителей или законных представителей ребенка в школу. После подписания директором соответствующего приказа с учетом мнений родителей выбирается форма обучения – желание учиться «на дому» должно быть регламентировано исключительно медицинскими документами или документами, разработанными органами исполнительной власти региона. Заключение ПМПК не является основанием для выбора такого образовательного формата. В соответствии с выбранной формой составляется учебный план или индивидуальный образовательный маршрут ученика с учетом психологических и физиологических особенностей ребенка. План состоит из обязательной образовательной части и внеурочной деятельности, которая должна включать коррекционно-развивающую работу.

Образовательные программы и сроки обучения для детей с ОВЗ

Обучение детей с тяжелыми нарушениями имеет ряд особенностей. Независимо от возраста, в котором ученик пришел в школу, обучение длится 13 лет и возраст выпускника может превышать 18-летний. Однако школа обязана реализовать всю образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС.

Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики. На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской ‎и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность ‎по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

Адаптированные программы и специальные условия

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Маша К.
Оцените автора
Защищаем интересы многих. Защищаем интересы каждого!
Adblock
detector