Типичные затруднения общие проблемы у детей с овз

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Для их тренировки применяются следующие упражнения: надуть щёки и удержать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую; втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах. Дети с дизартрией не любят и не хотят сами застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения, пальчиковую гимнастику. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. Для тренировки умения шнуровать используются различные формы и фигуры со шнуровкой.
Дети, страдающие дизартрией, испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, ручку и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка развивается и умение регулировать силу и точность своих движений.

Читайте также:  Где Оформить Льготу Ветерана Трудапо Коммунальным Услугам Курск Деревня Духовец

Причины дисграфии, дислексии и дизартрии кроются в общем недоразвитии речи. То есть страдают все компоненты речевой системы: ребёнок владеет скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков нарушено, грамматический строй речи осваивается с трудом. При этом интеллект у таких детей сохраняется в норме. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма. Ребёнок прекрасно слышит окружающие его бытовые звуки и может не различать звуки речи / б/ и /п/, /р/ и /л/. По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребёнок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между буквами Ц и Щ, Ш и Щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать.

Дизартрия

Дизартрия может наблюдаться как в тяжёлой, так и в лёгкой форме. Тяжёлая форма чаще всего рассматривается в рамках ДЦП и является его компонентом. Эти формы проявляются в более лёгкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а так же в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но не чёткая. Дети со стёртыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Они нечётко говорят и плохо едят. Обычно не любят мясо, хлебные корочки, морковь, яблоки, т.к. им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок держит пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут на уступки – дают мягкую пищу, тем самым способствуя задержке у ребёнка развитие движения артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

Маша К.
Оцените автора
Защищаем интересы многих. Защищаем интересы каждого!
Adblock
detector