Судебная практика по возмещению субсидии проезда автобусом ветеранов

При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2021 г. N 53-КГ12-4 Суд оставил в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска о взыскании компенсации за проезд к месту использования отпуска и обратно, поскольку решение работодателя об оплате только части проезда к месту использования отпуска и обратно не соответствует назначению данной компенсации, которая была неоправданно занижена

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает приведённый вывод судебной коллегии основанным на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Обзор документа

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 декабря 2021 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

Примечательно, что единая методика расчета затрат перевозчика не была разработана, поэтому предприятия рассчитывали сумму компенсации самостоятельно, а суд соглашался или не соглашался с их методикой расчета. Новый этап начался с принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 25.01.2021 № 9621/10. В нем был сделан очень важный вывод: компенсация расходов исходя из стоимости единого социального проездного билета не является полной согласно установленным для предприятия тарифам. Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной от льготных категорий пассажиров платы и их количества суд должен проверять расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей. При этом расходы транспортной организации суд предложил устанавливать исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2021 № 8576/10 конкретизировано: расходы транспортной организации определяются исходя из количества льготной категории граждан, отнесенных к федеральному регистру, и от этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.

Стоимость льготного проездного билета не компенсирует все расходы перевозчика

Большое количество судебных споров с участием транспортных компаний вызвано исками о взыскании с публично-правовых образований убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда на пассажирском авто- и электротранспорте. Почему возникают такие споры? Каким образом определяется размер компенсации за счет средств бюджетов? Как организовать бухгалтерский учет субсидий? Какие налоговые обязательства возникают у перевозчика при получении бюджетных средств?

О взыскании компенсаций за счет средств бюджетов

Споры о возмещении недополученных транспортными компаниями доходов в связи с предоставлением права льготного проезда гражданам – одна из немногочисленных категорий разбирательств, по которым Президиум ВАС пересматривал в порядке надзора очень много судебных актов. Уже хотя бы поэтому данный вид экономических споров привлекает к себе внимание.

Читайте также:  Сохраняется ли право на вычет по потере кормильца если совершеннолетний окончил обучение и призван в ряды вс рф

Если же перевозчик перешел на уплату ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (при условии наличия не более 20 транспортных средств для оказания таких услуг) на основании пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то встает вопрос о необходимости налогообложения субсидий в рамках иных налоговых режимов. В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Соответственно, необходимо установить, относятся ли бюджетные субсидии к такой деятельности. Вполне очевидно, что предоставление услуг по перевозке на льготных условиях в рассматриваемой ситуации и есть «вмененная» деятельность. Соответственно, поступления из бюджета, обусловленные перевозкой льготных категорий пассажиров, однозначно относятся к данной деятельности. Поэтому, руководствуясь здравой логикой, облагать такие субсидии налогом на прибыль или единым налогом, уплачиваемым при применении УСНО, организация не должна. Вместе с тем настораживают некоторые разъяснения чиновников.

Денежные средства, полученные из бюджета в виде компенсации недополученных доходов при оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан пассажирским транспортом, освобождаемых от обложения НДС, не включаются в налоговую базу на основании п. 2 ст. 162 НК РФ. Об этом Минфин сообщил в Письме от 08.12.2021 № 03‑07‑07/62992. Причем, если компания осуществляет также и облагаемые НДС операции, бюджетные субсидии не нужно учитывать в стоимости не облагаемых НДС при определении пропорции, согласно которой к вычету принимается «входной» налог по общехозяйственным расходам (см. п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ). На это указано в другом разъяснении финансистов – Письме от 13.08.2021 № 03‑07‑11/40420.

Специальные налоговые режимы

Большое количество судебных споров с участием транспортных компаний вызвано исками о взыскании с публично-правовых образований убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда на пассажирском авто- и электротранспорте. Почему возникают такие споры? Каким образом определяется размер компенсации за счет средств бюджетов? Как организовать бухгалтерский учет субсидий? Какие налоговые обязательства возникают у перевозчика при получении бюджетных средств?

Читайте также:  Как Сделать Субсидию На Оплату За На Квартиру В Перми Для Малоимущих

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия исходила из того, что действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, на предприятиях и в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, право определения размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предоставлено работодателям, а предусмотренные пунктом 5.5 коллективного договора, действующего в ОАО «. », выплаты были произведены истцу в полном объёме.

К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления, относится, в частности, законодательное закрепление правила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обзор документа

Ответчиком на основании пункта 5.5 коллективного договора, действующего в ОАО «. » на период 2021-2021 года, Дерюге С.К. была произведена оплата стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно по маршруту г. Игарка — г. Красноярск — г. Игарка в сумме . руб. Часть проезда по маршруту г. Красноярск — г. Новоотрадненское и обратно в размере . руб. . коп. истцу оплачена не была.

  • Постановлением Правительства РФ №176 от 01.04.2021 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно»;
  • первой частью статьи №325 ТК РФ;
  • ФЗ №178 от 17.07.2021 «О государственной социальной помощи»;
  • Приказом Министра обороны РФ №815 от 27 декабря 2021 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте»;
  • ФЗ №247 от 19.07.2021 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ФЗ №2201-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • ФЗ №403 от 28.12.2021 «О Следственном комитете Российской Федерации».
Читайте также:  Какая Работа Не Входит В Стаж По Выслуге Лет Чернобыльцам Зона Проживания С Льготным Социально-Экономическим Статусом Работа У Индивидуальных Предпринимателей

Компенсация проезда на отдых и лечение

Работающие граждане, проживающие в неблагоприятных климатических условиях, также могут воспользоваться льготой один раз в два года. Кроме того, проезд оплачивается и ближайшим родственникам, проживающим с сотрудником (статья №325 ТК РФ):

Когда и куда подавать

  • железнодорожные билеты не должны быть приобретены в вагоне повышенной комфортности (СВ);
  • компенсация за водный транспорт не должна превышать стоимость билетов в каюты третьего класса для речного сообщения и четвертой группы для морского;
  • воздушное сообщение производится эконом классом;
  • сообщение автотранспортом общего типа.

Исковые требования прокурора в интересах Токмаковой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.

Как Вам информация? Нашли необходимую?
Да, то что искал, только нужная, без лишних слов.
19.55%
Пока что нет, но поищу на сайте.
66.79%
Да, но нет, проще проконсультироваться за деньги.
13.66%
Проголосовало: 1069

Пунктом 9 Правил регламентировано, что заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Исковое заявление о взыскании компенсации стоимости проезда неработающему пенсионеру

Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 N 176 установлено, что компенсация стоимости проезда производиться, в том числе в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 23 ГПК Российской Федерации,

Маша К.
Оцените автора
Защищаем интересы многих. Защищаем интересы каждого!
Adblock
detector